Версия для слабовидящих Русский|English
Обратная связь

Стенограммы

21.10.2015, 19:49

Выступление на заседании Московской городской Думы

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Как Алексей Валерьевич (председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников) сказал, сегодня исполняется ровно пять лет, как я вступил в должность, поэтому, наверное, было бы правильно подвести итоги этой пятилетки. За пять лет можно не только сформулировать и начать реализовывать программы, но уже и получить первые результаты. В розданных вам материалах отражены важнейшие показатели развития города, поэтому я постараюсь не останавливаться подробно на цифрах, доложу о том, что и как мы делаем. Москва — огромный мегаполис, цельный и очень сложный организм, сплетён из интересов различных групп населения, своего рода инженерный механизм, управляемый с помощью сложнейших технологий. Город — это место труда и отдыха, учёбы и лечения. Место рождения и смерти.

Мы с вами живём в мире, который по-прежнему стремится к урбанизации. Население всё больше и больше концентрируется в городах. И Москва тому не исключение. Именно города являются локомотивами развития своих стран и целых регионов. Именно они конкурируют между собой за людей, таланты, привлечение капитала. Без всяких натяжек современная Москва является одним из крупнейших мегаполисов мира. Мы — часть России. Мы — её столица и локомотив в мировой конкурентной борьбе. Это, конечно, повод для гордости, но в то же время на наших плечах лежит огромная ответственность.

Чтобы Москва побеждала в конкурентной борьбе, мы должны улучшать наш город, делать его комфортным для жителей и для бизнеса. Улучшать нужно постоянно и с максимальной скоростью. Улучшать сразу по многим направлениям. Если сконцентрироваться на чём-то одном и упустить всё остальное, то неминуемы перекосы, кризисы и болезни роста. Москвичи хорошо это знают на собственном опыте. Поэтому наша философия управления Москвой заключается в постоянном движении вперёд, в максимальной работе на результат.

Теперь попробую ответить на традиционный вопрос «Что самое главное удалось сделать за эти пять лет?». На мой взгляд, нам удалось сделать Москву более удобной для жизни людей и более конкурентоспособной среди мировых городов. Удалось сделать город лучше. Но что именно мы сделали и как?

Создание комфортного города включает, казалось бы, самый стандартный набор действий, но за каждым из них стоит труд миллионов людей, конкретные решения и огромные вложения сил и средств. Это создание качественной городской застройки, современных транспортных коммуникаций, эффективной инженерной инфраструктуры, комфортного общественного пространства, современной социальной инфраструктуры, открытых каналов коммуникации между горожанами и властью и условий для бизнеса и для привлечения инвестиций.

Что удалось сделать за пять лет, работая по этим направлениям? Первое — градостроительная политика. История Москвы — это история непрерывного роста. Разное время — разные задачи и возможности. Какие задачи выпали на долю нынешнего Правительства Москвы? За два десятилетия строительного бума город получил тысячи новых зданий, которые хорошо послужат москвичам многие годы. Но в то же время город заплатил за это большую цену в виде скученности, отставания инфраструктуры и транспортного коллапса. Наша градостроительная политика заключается в следующем. Вместо уплотнительной застройки — максимальное сохранение сложившейся городской среды. Вместо концентрации инвестиций и рабочих мест на крошечном пятачке исторического центра — полицентричное развитие и создание новых центров деловой активности за пределами Третьего транспортного кольца. Вместо строительства безликих спальных районов — комплексное освоение перспективных территорий, когда жилые кварталы строятся рядом с местами приложения труда. Вместо снижения бюджетных инвестиций — масштабное строительство транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Заявить об этом просто — реализовать почти невозможно. Мы провели ревизию почти всех ранее заключённых инвестиционных контрактов — порядка 1200. В диалоге с инвесторами искали компромиссные решения. Там, где компромисса достичь не удалось, прошли сотни судебных разбирательств, большую часть которых город выиграл. В итоге было расторгнуто 500 инвестконтрактов на возведение 21 миллиона квадратных метров уплотнительной, точечной или нерациональной застройки.

Конечно, не все градостроительные ошибки можно было исправить. Но тем не менее в результате пересмотра инвестконтрактов мы остановили уплотнительную застройку и сохранили живую ткань города.

Одновременно город предложил инвесторам новые перспективные площадки. Полностью оправдало себя решение о расширении границ Москвы. Уже сегодня новые территории стали точкой приложения миллиардных инвестиций и дают свыше трети всей возводимой в городе недвижимости — до трёх миллионов квадратных метров в год.

За три года в Новой Москве создано 80 тысяч дополнительных рабочих мест — в бизнес-центрах, на производстве, в торговле, логистике, социальной сфере, строительстве, на транспорте. Из депрессивного спального пригорода присоединённые территории превращаются в сбалансированный городской район. В ближайшее время мы выдвинем на обсуждение проект генерального плана развития новой территории.

Кроме того, новые центры деловой активности сегодня формируются в реорганизуемых промзонах — на ЗИЛе и целом ряде других полузаброшенных территорий. В результате тысячи москвичей и жителей Подмосковья смогли найти работу ближе дому и сэкономить несколько часов в день, которые они раньше тратили на дорогу. Мы видим постепенное снижение ежедневной маятниковой миграции в центр города и обратно. В то же время, вопреки многочисленным прогнозам, манёвр в градостроительной политике не привёл к снижению объёмов строительства и инвестиций. Наоборот.

Вторая острейшая проблема современной Москвы — это транспорт. Ошибочная градостроительная политика, хроническое отставание в развитии общественного транспорта и недооценка темпов автомобилизации города привели к тяжелейшему кризису транспортной системы. Многие эксперты полагали, что Москва уже прошла точку невозврата и глухие дорожные заторы — это уже навсегда.

Я никогда не разделял это мнение. Решение транспортных проблем существует. Достаточно посмотреть на многие города Европы, столкнувшиеся с транспортным коллапсом на несколько десятилетий раньше Москвы. Решение — в приоритетном развитии общественного транспорта: метро, железных дорог, наземного транспорта, такси; это наведение порядка на дорогах; дорожное строительство; улучшение пешеходной доступности городских объектов и создание стимулов для ответственного выбора вариантов передвижения по городу.

По своим масштабам московская программа развития транспортной системы является одной из крупнейших в мире. Её реализация была бы невозможной без поддержки Президента России, Правительства Российской Федерации, без комплексной работы в масштабах всего Московского транспортного узла.

Очевидно, что многие непопулярные транспортные решения были бы невозможны без поддержки и понимания москвичей и депутатов Городской Думы.

Любая поездка по городу начинается и заканчивается пешком. Поэтому повышение комфорта передвижения на своих двоих является важнейшей предпосылкой для решения всех остальных транспортных проблем мегаполиса.

Чтобы освободить тротуары и пешеходные дорожки для прохода людей, Правительству Москвы пришлось пойти на достаточно жёсткие меры, которые включали ликвидацию хаотичной парковки, незаконных ларьков, палаток, рекламных конструкций, буквально облепивших все людные места. Но эти меры сработали, и сегодня пешеходы чувствуют себя гораздо комфортнее.

По скорости и интенсивности перевозок пассажиров Московский метрополитен занимает одно из первых мест в мире. Но вместе с тем развитие метро катастрофически отставало от потребностей растущего города. Решение здесь может быть только одно: строить больше станций метро, чтобы за 10 — 15 лет наверстать упущенное. Сложнейшая задача, к решению которой пришлось приступать при отсутствии готовых проектов, свободных земельных участков, необходимых производственных мощностей. По сути, нам пришлось заново создавать 30-тысячный коллектив метростроителей, привлекая профильные предприятия со всей России, из Белоруссии и даже из стран дальнего зарубежья. В результате пяти лет кропотливой работы, часто на пределе сил и возможностей Строительного комплекса столицы, велось строительство 18 новых станций метро, в том числе 15 уже открыты для пассажиров. И самое главное, сделан огромный задел на ближайшие годы.

Железные дороги. Долгое время возможности этого вида транспорта попросту игнорировались, ситуация там ухудшалась. Хотя очевидно, что никакие даже самые лучшие магистрали никогда не справятся с маятниковой миграцией между Москвой и Подмосковьем, которая измеряется миллионами человек.

Правительство Москвы совместно с Правительством Подмосковья, Минтрансом России, «Российскими железными дорогами» начало строительство дополнительных путей на радиальных направлениях и Малом кольце Московской железной дороги. Это чрезвычайно сложный проект. Есть дефицит финансовых ресурсов, приходится решать множество имущественных, организационных проблем, связанных с освобождением земельных участков. Тем не менее мы видим первые результаты. 1 октября было открыто движение экспрессов по новому IV главному пути Октябрьской железной дороги. Время в пути между Москвой и Зеленоградом сократилось в два раза. В целом же за пять лет количество пассажиров пригорода увеличилось на 40 процентов, и сегодня каждый день пригородные электрички перевозят больше двух миллионов пассажиров.

Наземный общественный транспорт. Вспомните, что говорили о выделенных полосах для общественного транспорта. Говорили, что это совершенно бессмысленное, бестолковое занятие, никакого результата не дающее.

Результат — сегодня выделенными полосами пользуется каждый четвёртый пассажир наземного транспорта — порядка 1,5 миллиона человек в день. Возросли скорость и регулярность движения. При этом разделение потоков общественного и личного транспорта не уменьшило, а, наоборот, увеличило пропускную способность вылетных магистралей, так как правые полосы дорог были освобождены от хаотичной парковки машин, которые стояли там порой в два-три ряда.

Росту популярности общественного транспорта помогло обновление подвижного состава. Постепенно внедряется и новая модель перевозок, в которой частные компании будут обязаны работать по единым городским стандартам. Первые проекты уже запущены. Кроме того, мы фактически заморозили индексацию тарифов на проезд в общественном транспорте. В сопоставимых ценах стоимость разовой поездки на метро или автобусе сегодня на 35 процентов ниже, чем была в 2010 году. Снижение реальной стоимости проезда стало важным фактором, стимулирующим жителей города делать выбор в пользу общественного транспорта.

Одновременно Правительство Москвы создало систему платного парковочного пространства. Для чего? Не для сбора дополнительных доходов, а для той же правильной экономической мотивации при выборе способа передвижения.

Миллионы машин не могут парковаться без жёстких правил. В противном случае возникает транспортный коллапс, от которого в первую очередь страдают сами автомобилисты. Платная парковка крайне непопулярный проект. Во многих европейских странах к этому шли десятилетиями. Но из-за остроты ситуации нам пришлось реализовать его за три года. Но результат и здесь окупил все политические, финансовые и организационные издержки. Загруженность дорог снизилась, средняя скорость движения возросла.

Мониторинг ситуации показывает радикальное уменьшение глухих заторов, которые в прошлом регулярно парализовали весь центр города.

Важный вопрос и масса спекуляций вокруг него: куда идут деньги от платной парковки? Полностью, до последней копейки, — в бюджет города Москвы. С момента введения платной парковки в бюджет поступило более четырёх миллиардов рублей. И все эти средства были целевым образом истрачены на благоустройство улиц и дворов, а также на капитальный ремонт жилых домов в зоне платной парковки.

Дорожное строительство. Новые дороги, тоннели, развязки сами по себе не могут решить проблемы избытка машин, но тем не менее очевидно, что их необходимо строить, прежде всего для того, чтобы расшивать «бутылочные горлышки» и обеспечить связанность соседних районов. Давно назрела реконструкция вылетных магистралей и МКАД. Без дорог невозможно освоение новых территорий и реновация промышленных зон.

При этом возможности для нового дорожного строительства в Москве крайне ограничены. Реализация любого проекта требует прокладки десятков километров новых подземных коммуникаций. Очень часто строители сталкиваются и с негативной реакцией жителей, что вполне закономерно. Водители воспринимают временные неудобства тоже без особого восторга.

Одним словом, строить дороги в Москве дорого, сложно, порой просто невозможно. Тем не менее мы нашли резервы для увеличения объёмов строительства. Были использованы максимально экономичные проекты, сокращены сроки, привлечены квалифицированные подрядчики, имеющие достаточно техники, трудовых ресурсов и опыта реализации сложных строительных проектов.

Кроме того, впервые за последние десятилетия дорожное строительство в Москве было, насколько это возможно, синхронизировано с аналогичным строительством в Московской области.

В город вошли две новые федеральные трассы — северный обход Одинцова и дублёр Ленинградского шоссе. Большие работы идут на Новорязанском, Новорижском и Ярославском шоссе, на трассе в аэропорт Домодедово. Не без труда, но всё же решается наболевшая проблема комфортного въезда и выезда из города.

По сравнению с 2010 годом в московской агломерации стало на два миллиона легковых машин больше, чем было в 2010 году. Тем не менее Москва поехала быстрее. Общественный транспорт стал более удобным, на улицах столицы стало больше порядка и безопасности.

Но первые позитивные результаты в решении транспортных проблем, конечно, не должны нас успокаивать.

Транспорт по-прежнему остаётся одной из главных проблем. И только последовательное, без шараханий в стороны и шагов назад выполнение намеченных планов сделает необратимым улучшение транспортной ситуации в столице.

ЖКХ и городские коммуникации. Артерии, по которым поступают свет, тепло, газ, вода, — их общая протяжённость в два раза больше, чем длина экватора.

И конечно, их состояние критически важно для безопасности проживания москвичей и обеспечения необходимыми коммунальными услугами.

За счёт формирования адекватных инвестиционных программ естественных монополий постепенно улучшается надёжность работы коммуникаций, снижается число аварий и внеплановых отключений.

Впервые за многие годы в Москве практически не осталось дефицитных зон, закрытых для подключения новых потребителей электроэнергии.

А упрощение административных процедур позволило сократить срок подключения нового объекта средней мощности в три раза. Стоимость подключения уменьшилась в пять раз.

С другой стороны, исключение из инвестиционных программ избыточных и нерациональных проектов позволило уменьшить темпы роста тарифов ЖКХ более чем в полтора раза и тем самым снизить финансовую нагрузку на потребителей.

Очень важны и вопросы управления, баланс государственного, частного секторов в такой чувствительной и рискованной сфере, как ЖКХ.

Вы знаете, что мы продали Мосэнерго городские теплосети и маленькие неэффективные ТЭЦ. В результате приватизации эффективность и надёжность теплоснабжения выросла. Уже несколько лет зимой в Москве не топят мазутом, обходясь экологически чистым газовым топливом.

Вместе с тем работа частных подрядных организаций в сфере эксплуатации жилья, дворов, дорог привела не к появлению цивилизованного рынка услуг, а к формированию мутной полукриминальной среды, использованию нелегальных мигрантов и повальной коррупции в сфере ЖКХ.

К тому же управлением домами занимались одни конторы, дворами — другие, ремонтом — третьи, озеленением — четвёртые, районными дорогами — пятые. Всё это менялось каждый год, и конечно, ответственных там найти было невозможно.

Чтобы навести порядок, мы приняли решение создать на базе ДЭЗов полноценные городские управляющие компании. В 2015 году завершится организация районных учреждений «Жилищник» с необходимой техникой, легальными работниками, большинство из которых являются гражданами России. Это гарантирует нормальное качество жилищных услуг.

Для примера скажу: за те же деньги, которые мы тратили раньше, заказывая услуги подрядных организаций, количество реальных работников — слесарей, сантехников, дворников — увеличилось раза в полтора при том же объёме финансирования.

И при этом легальная зарплата у них в полтора раза увеличилась. Можете представить, какая дельта снималась недобросовестными подрядными организациями. При этом мы, конечно, не запрещаем частные управляющие компании. Там, где жители довольны, частники продолжают свою работу. Они прошли соответствующее лицензирование и находятся под контролем как граждан, так и жилищной инспекции. Хотя проблем там ещё более чем достаточно, я считаю, что и для депутатов Городской Думы, и для районных депутатов есть такое достаточно серьёзное пространство контроля за тем, какие процессы там происходят.

Следующий крупный блок нашей работы — это повышение качества среды обитания москвичей.

Мне часто приходилось сталкиваться со скептическим отношением к планам благоустройства общественного пространства. Нам говорили, что московские дворы и так находятся в хорошем состоянии.

Планы благоустройства парков наталкивалась на интересы владельцев ларьков и шашлычных. Предложения о создании пешеходных улиц вызывали протесты владельцев офисов и магазинов, которые обоснованно, наверное, боялись потерять клиентов.

Тем не менее было очевидно, что не заниматься общественным пространством нельзя. К сожалению, оно в последние годы деградировало. Москва всё больше рисковала стать некомфортным для жизни местом.

В любом, даже очень большом доме, если внутри царит запустение, жить не хочется. Так и город — это наш с вами дом. То, что находится за порогом наших квартир, является общим пространством для жизни. И мы вместе должны заботиться о нём, холить и лелеять его.

Я глубоко убеждён, что москвичи достойны того, чтобы Москва была благоустроена не хуже, а лучше большинства городов мира. За пять лет мы привели в порядок большую часть московских дворов, школьных стадионов, благоустроили множество парковых территорий, пешеходных зон и маршрутов.

В зимнее время года во всех районах города работают катки с искусственным льдом, хотя ещё пять лет назад их можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Вместе с благоустройством в Москву вернулась, казалось бы, безвозвратно ушедшая мода на отдых под открытым небом. Количество москвичей, проводящих свободное время во дворах и парках, выросло не на проценты, а в разы.

На пешеходных улицах царит совершенно другой ритм жизни, рождается новая добрая атмосфера. Не закрываются, а наоборот, открываются новые кафе и рестораны. Посетителей магазинов становится не меньше, а больше. Проходят городские праздники и фестивали, собирающие миллионы москвичей и привлекающие тысячи туристов.

Следующий приоритет Правительства Москвы — это развитие отраслей социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, социальной защиты.

Московские школы и детские сады всегда, как вы знаете, были одними из лучших в стране. Но к 2010 году в системе образования накопилась масса проблем, которые не только обсуждались в интернете, в СМИ, но всё больше выплескивались в школьные дворы, где родители ночами стояли в очередях, чтобы записать своё чадо в первый класс хорошей школы.

Детские сады не справлялись с демографическим бумом. Примерно треть детишек младшего возраста не посещали дошкольные учреждения.

Еще одной серьёзной проблемой был растущий разрыв в качестве преподавания между узкой группой элитных гимназий и основной массой обычных школ. Тысячи способных ребят не получали качественного образования.

Для решения этих проблем не было нужды менять педагогические традиции и образовательные стандарты, которые у нас находятся на достаточно хорошем уровне.

А вот систему управления образованием, принципы финансирования, материальную базу необходимо было изменить. Электронные очереди уничтожили привилегии, серые схемы и коррупцию при зачислении в образовательные учреждения.

Число дошкольников в Москве выросло в полтора раза. Все московские дети в возрасте от двух лет восьми месяцев обеспечены местами в детских садах. Зачисление в первые классы тоже проходит без каких-либо существенных проблем.

Увеличение бюджета образования примерно в полтора раза и переход на нормативно-подушевое финансирование стимулировали школы бороться за учеников, обеспечивать им более качественное образование.

К этому надо добавить строительство новых детских садов и школ, обновление материально-технической базы, создание крупных образовательных коллективов, передачу школьным советам реальных управленческих полномочий.

Конечно, не все эти решения были сразу восприняты с пониманием. Особенно много вопросов возникло в связи с укрупнением школ.

Но мотивы этого решения лежат на поверхности. Пять лет назад в Москве работали десятки школ, которые из года в год не могли набрать даже одного первого класса. Открытие профильных классов в старшей школе также было большой проблемой. Хозяйственников и управленцев в школах было больше, чем учителей.

Создание мощных образовательных комплексов позволило сформировать полноценные педагогические коллективы. Средняя заработная плата у учителя выросла на 80 процентов — до 70 тысяч рублей в месяц. Практически в каждой школе появились два — три профильных направления учёбы.

Сегодня реорганизация системы образования в основном завершена. Устоялась система финансирования и оплаты труда, создана система поощрения лучших школ.

Результаты ЕГЭ и победы московских школьников на олимпиадах впечатляют.

Сегодня мы имеем в два раза больше отличников, в два раза больше победителей и призёров олимпиад, в два раза больше школ в общероссийском рейтинге лучших учебных заведений.

Я благодарю московских учителей за их работу. Ваш труд — это настоящий профессиональный подвиг.

Здравоохранение — самая обсуждаемая тема последних лет. Московское здравоохранение априори является лучшим в стране. Так было всегда.

Но, к сожалению, по сравнению с мировым уровнем был явный тренд на отставание. Всё больше москвичей уезжали лечиться за границу, не доверяя отечественным докторам.

Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы не отставать, а догонять мировую медицину?

Первый, самый простой ответ — это увеличить финансирование. Мы так и сделали, увеличили финансирование, насколько это было возможно — в полтора раза.

Второе очевидное решение — это улучшить материальную базу, построить новые поликлиники, провести ремонт, закупить новейшее оборудование. Мы сделали и это. По оснащённости томографами, ангиографами, аппаратами УЗИ, лабораторным оборудованием московские больницы и поликлиники сегодня не уступают аналогичным учреждениям европейских стран.

И третье решение. Тоже очевидное, но при этом самое сложное для практической реализации. Необходимо повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения. Как создать правильную мотивацию для качественной работы?

Финансирование больниц и поликлиник должно зависеть от объёма и качества медицинских услуг. Деньги должны следовать за пациентом. Причём такая система финансирования — не наше изобретение, а требование федерального закона.

Самым проблемным оказалось первичное звено — поликлиники. В Москве были сильные и откровенно слабые поликлиники. Если гражданину «повезло» жить рядом со слабой поликлиникой, то он не мог получить и половины необходимых услуг.

Это происходило не по чьей-то злой воле. Просто невозможно в каждой маленькой районной больничке установить тяжёлое диагностическое оборудование, создать лаборатории, держать полный штат узких специалистов.

Чтобы решить эту проблему, мы создали крупные амбулаторные центры, которые проводят весь спектр современной диагностики. По сути, подкрепили маломощные поликлиники ещё одним звеном высокотехнологичного медицинского обслуживания.

Ввели электронную очередь с простой и удобной системой записи к врачу. Результат — доступность сложных диагностических исследований выросла в разы. По компьютерной томографии — в два раза, по магнитно-резонансной томографии — в 3,7 раза.

Сроки ожидания консультаций узких специалистов уменьшились также в разы. На консультацию к хирургу или кардиологу сегодня можно попасть в течение нескольких дней, хотя раньше приходилось ждать по две-три недели. И это считалось нормой. Причём мы абсолютно открыты, и система ЕМИАС открыта, можно посмотреть, где, какие очереди, на какой день можно записаться к врачу.

Поликлиники получают финансирование в зависимости от прикрепленного контингента. Поэтому у них нет стимулов заниматься приписками, чтобы получить больше средств из фонда ОМС. Но при всём при этом число посещений поликлиник за последний год не уменьшилось, а увеличилось, причём увеличилось значительно — почти на треть.

При одинаковом уровне заболеваемости это, в первую очередь, говорит о большей доступности поликлиник. Многие москвичи, которые раньше не связывались с городскими поликлиниками из-за проблем с очередями, отсутствием оборудования, сегодня пользуются их услугами.

За счёт внедрения современных стандартов лечения средние сроки госпитализации в Москве снизились на треть. Улучшились и качественные показатели работы столичных больниц.

Москва уже выполнила пять из шести показателей улучшения состояния здоровья, установленных майскими указами Президента.

Не выполнен один — по онкологии. Хотя, наверное, это и не наша вина. Если исключить из статистики иногородних больных, которые проходят лечение в крупнейших федеральных онкологических клиниках, то и по этому показателю указ исполнен.

Да, кстати, должен сказать, что Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с тем Соглашением, которое у нас с ним подписано, установило для Москвы ещё более жёсткие показатели. Но и они выполнены.

За счёт правильной организации работы женских консультаций и родильных домов, создания отделений патологии беременности, реанимации и выхаживания новорожденных — материнская и детская смертность в городе уменьшилась почти на 30 процентов. По этим показателям Москва сегодня принципиально уже не отличается от большинства европейских стран.

Больничная смертность от инфарктов снизилась в три раза — до 10 процентов пациентов, госпитализированных с этим тяжелым диагнозом. Кстати, наши показатели больничной смертности от инфарктов почти приблизились к аналогичным данным по США, которые тратят на медицину просто кратно больше, чем мы.

Средняя продолжительность жизни москвичей выросла до 77 лет, то есть за пять лет на три года. Это тоже достаточно высокий показатель.

Врачи, медицинские сёстры и другие работники здравоохранения Москвы честно и на совесть выполняют свою работу. За что им огромное спасибо.

При всей сложности экономической ситуации мы выполняем социальные обязательства перед москвичами. Бюджетные расходы на социальную защиту не снижаются, а растут. За прошедшие пять лет был проведён капитальный ремонт большинства учреждений социальной защиты. Внедрены новые формы социального обслуживания ветеранов войны, включая «тревожную кнопку», санаторий на дому и службу сиделок. Дополнительная адресная помощь охватила более полумиллиона человек, которые действительно в ней нуждаются.

Хочу поблагодарить работников сферы социальной защиты, общественные организации, волонтёров, которые оказывают неоценимую помощь москвичам старшего поколения, инвалидам и семьям с детьми.

Административные процедуры, получение государственных услуг тоже очень важны для комфорта горожан. К сожалению, выдача справок, получение пособий, запись в городские учреждения нередко выглядели как издевательство над москвичами, которые часами стояли в очередях, терпя унижения, хамство, а порой не обходилось и без поборов.

Создание сети центров «Мои документы», формирование нового отряда служащих, которые работают совершенно в другом стиле, вежливо, с улыбкой и готовностью помочь, в корне изменило ситуацию. Кроме того, сегодня половина москвичей регулярно получают государственные услуги в интернете.

Современные средства коммуникации создали предпосылки к решению ещё одной важнейшей проблемы — организации прямого диалога с людьми, без которого невозможно управлять городом. Система электронных референдумов «Активный гражданин» позволяет проводить городские и локальные опросы, узнавая мнения сотен тысяч горожан. Краудсорсинг-проект привлёк тысячи неравнодушных людей к решению городских проблем. На портале «Наш город» жители помогают контролировать работу городских служб. Я благодарен москвичам за их активную жизненную позицию и за помощь в управлении нашим городом, который мы любим и которым гордимся.

Уважаемые коллеги! Теперь об экономике, деловом климате и условиях для развития предпринимательства. На протяжении последних лет Москва сумела привлечь сотни миллиардов долларов инвестиций в недвижимость, финансовый сектор, торговлю, сферу услуг, образование, здравоохранение и другие сферы. Общий объём инвестиций за последние пять лет вырос в 1,5 раза. Москва конкурирует за инвестиции не с другими регионами России, а с крупнейшими мегаполисами мира. И чем более сложной, диверсифицированной и инновационной будет экономика Москвы, тем сильнее будет ощущаться давление международной конкуренции. Простыми словами: мы не конкурируем с Европой за право разместить «Макдональдсы» или «Ашаны», они будут работать и здесь и там. Не будут — легко найдётся равноценная замена. Но когда речь идёт о высокотехнологичной промышленности, качественных финансовых услугах или мировых событиях, которые привлекают тысячи туристов, конкуренция разворачивается в полную силу. Если мы хотим победить в этой борьбе, то должны обеспечить условия ведения бизнеса на уровне мировых городов. Не всё в этом вопросе зависит от Правительства Москвы. Но всё, что зависит от города, должно быть сделано по максимуму.

При этом качественный бизнес-климат на уровне города — это не абстрактная, а совершенно конкретная вещь. Это ликвидация административных барьеров, налоговые льготы для промышленных предприятий, справедливые налоги для владельцев торговых и офисных зданий. Это наведение порядка в сфере трудовой миграции, создание цивилизованного рынка такси, мелкорозничной торговли. Эти примеры можно продолжать перечислять. Именно из таких конкретных шагов и состоит реальная работа по улучшению бизнес-климата в столице.

Уважаемые депутаты! В своём отчёте я остановился на наиболее важных проектах, реализованных Правительством Москвы за последние пять лет. Вместе с тем в сфере культуры и спорта, в жилищном строительстве, обеспечении безопасности и других отраслях городского хозяйства мы двигались вперёд не менее активно. Москва развивается гармонично, так, как это и должно быть.

Теперь несколько слов о наших задачах. Считаю, что в ближайшие годы мы можем сделать не меньше, а по некоторым направлениям больше, чем за прошедшую пятилетку. Тем не менее мы, конечно, видим многочисленные риски и негативные тенденции. Поэтому Правительство Москвы сформировало проект бюджета на 2016 — 2018 годы исходя из максимально консервативной оценки будущих доходов.

Как и в прошлые годы, будем стремиться обойтись без новых заимствований, сбалансировав бюджет за счёт экономии при размещении государственного заказа, оптимизации ненужных расходов. При этом бюджет сохраняет все основные приоритеты и пропорции расходования бюджетных средств, сложившиеся в предыдущие годы. Более 50 процентов бюджета, или свыше одного триллиона рублей, с учётом ОМС составляют расходы на выполнение социальных обязательств ежегодно. Более 30 процентов являются бюджетом развития.

Хорошие заделы для прорыва в ближайшие годы имеются в сфере метростроения. До конца 2018 года мы планируем открыть около 30 новых станций, в том числе первый участок Третьего пересадочного контура и сразу три новых радиуса — Солнцевскую, Кожуховскую и северный участок Люблинской линии. В зоне притяжения новых станций живут и работают свыше 1,5 миллиона москвичей, которым станет значительно проще ежедневно перемещаться городу.

Что касается железных дорог. Строительство инфраструктуры на Малом кольце Московской железной дороги переходит в завершающую стадию. После запуска пассажирского движения по МКЖД у Москвы появится дополнительное кольцо наземного метро, связанное пересадочными узлами с радиальными направлениями железной дороги и линиями метрополитена. На МКЖД будут действовать те же проездные билеты и тарифы на проезд, что и на метро. Мы также рассчитываем, что успех экспрессов Москва — Крюково станет убедительным аргументом для тиражирования этого опыта. И соответствующие проекты по улучшению движения будут реализованы и на других направлениях железной дороги. Сегодня уже строится ещё три дополнительных магистральных пути.

Мы будем продолжать и активное дорожное строительство. В ближайшие годы планируется построить ещё порядка 300 километров дорог, в том числе будет завершена реконструкция развязок на МКАД, Калужского шоссе, выполнена значительная часть работ по строительству северного дублёра Кутузовского проспекта, завершено строительство Северо-Западной хорды, будет развёрнуто строительство Северо-Восточной хорды. Рассчитываем, что Росавтодор серьёзно продвинется в части строительства московской секции ЦКАД. Также сегодня идёт проектирование нескольких десятков крупных транспортно-пересадочных узлов. В следующем году на первых объектах начнётся реальная стройка.

Не менее крупные проекты предстоит реализовать в сфере благоустройства и создания качественного общественного пространства. Уже идёт строительство парка «Зарядье», в Нагатинской пойме начинается строительство детского парка развлечений, который будет крупнейшим в России. Приняты все решения по созданию нового парка на Ходынском поле. На ВДНХ появятся современные павильоны космоса, атомной энергии, русской истории и многие другие. Главная выставка страны получит новое колесо обозрения и современные аттракционы для детей и взрослых. В планах комплексная реконструкция ещё нескольких старых городских парков.

Кроме того, в Москве осталось ещё немало пустырей и неухоженных клочков земли, которые нужно приводить в порядок. Поэтому мы обязательно рассмотрим предложения и депутатов Московской городской Думы, и районных советов о создании на этих участках новых парков и озеленённых территорий. Будут развернуты масштабные работы по благоустройству территорий по берегам Москвы-реки.

В части благоустройства пространства для пешеходов в ближайшие три года будет реконструировано ещё около 150 московских улиц. Есть, правда, один аргумент, мимо которого нельзя пройти. Нас спрашивают: уместно ли заниматься благоустройством в нынешние непростые времена? Отвечу: все затраченные на это средства возвращаются сторицей. Город, в котором удобно и комфортно жить, привлекает больше инвестиций, больше креативных людей, больше привлекает молодёжь, быстрее и лучше развивается.

Также в ближайшие годы перед нами стоит задача развернуть масштабный проект капитального ремонта жилья. Вы знаете, что мы никогда не упускали из виду решение этой задачи. В прошедшие годы мы провели ремонт отдельных инженерных систем и конструктивных элементов более чем в 10 тысячах домов. Прибавим сюда замену 18 тысяч лифтов.

Переход на новую систему позволит утроить объёмы капитального ремонта. При этом четыре миллиона москвичей льготных категорий и малоимущих граждан, включая инвалидов, будут пользоваться адресными льготами и субсидиями при оплате взносов на капитальный ремонт. Расходы бюджета Москвы на эти цели составят порядка 10 миллиардов рублей. Как видите, бюджет не устраняется от финансирования капитального ремонта, меняется только механизм выделения средств. Помощь становится более адресной, и её получают те, кто в ней действительно нуждается.

В ближайшие годы капитальный ремонт будет проводиться в домах, которые находятся в наиболее тяжёлом состоянии. Как правило, это дома довоенной постройки и первых послевоенных лет. Несколько месяцев назад ко мне обратились члены фракции «Единой России» с предложением делать в этих домах не выборочный, а комплексный капитальный ремонт. Возможно, это потребует дополнительных субсидий из бюджета, но, по сути, является абсолютно правильным предложением. Если дом находится в плохом состоянии, неразумно чинить что-то одно, через пару лет — другое и так до бесконечности. Если есть возможность, лучше сделать комплексный ремонт за один раз. Прошу депутатов взять каждый ремонтируемый дом на особый контроль, чтобы на выходе жители получали новое качество жизни, а не новые проблемы.

В сфере образования, я считаю, мы можем поставить себе по-настоящему амбициозную задачу. Необходимо сравнивать наше образование не только с нашими коллегами, с другими городами России, но и с международными показателями качества. Понять, где мы находимся, и затем выйти на уровень школьного образования, сопоставимый с лучшими мировыми образцами.

В здравоохранении мы также будем решать задачи уже другого качественного уровня. Это повышение квалификации и заработной платы врачей, внедрение системы контроля качества медицинских услуг, создание в Москве нового медицинского кластера — центра высокотехнологичной медицины мирового уровня. Как вы знаете, недавно по данному вопросу был принят новый федеральный закон.

Решение этих задач в образовании и здравоохранении, конечно, займёт не один год. Но важно, что мы всё время будем двигаться вперёд. Как я уже говорил, финансирование программ социального блока, включая обязательное медицинское страхование, превысит один триллион рублей.

Уважаемые депутаты! Уважаемые москвичи! Завершая свой отчёт перед вами, отвечу ещё на один вопрос, который, безусловно, волнует каждого из нас. Да, планы развития Москвы большие, но сумеем ли мы выполнить их в нынешней непростой ситуации? Конечно, для созидательной работы бывают, наверное, и лучшие времена. Но тем не менее очевидно, что 2015 год не был потерян для развития. Не будут потеряны, я уверен, и следующие годы. Гарантией этого являются правильное управление, консолидация городского сообщества и самое главное — талант и энергия миллионов москвичей. Как уже не раз бывало в истории, Москва не только справится с испытаниями, но и с каждым годом будет становиться лучше, я в этом уверен. Спасибо!

Заключительное слово

Сергей Собянин: Коротко остановлюсь на тех темах, которые поднимали депутаты. Что касается исторического облика нашего города, восстановления памятников, по большому счёту ни один город мира за всю историю никогда такой масштабной программы по реставрации памятников архитектуры за такой короткий промежуток времени не реализовал. В целом в городе восстановлено и реставрировано более 600 памятников архитектуры. Если взять предыдущий период — пять лет, — то это было почти в 10 раз меньше. Причём мы делали не только за бюджетные деньги, бюджет участвовал в этой программе лишь наполовину, всё остальное — это либо федеральные ресурсы, либо вложения частных компаний. Совершенно изменилась ситуация — подходы, требования, охранные обязательства, контроль. У нас памятники архитектуры, которые находятся в плохом, плачевном состоянии, действительно ещё есть, но их стало ровно в два раза меньше. И это огромный труд и архитекторов, и реставраторов, и строителей.

Что касается экологической ситуации, она не абстрактна, она абсолютно конкретна. Есть конкретные измерения воды, воздуха, которые стали лучше, но экология — это ещё и чистота в городе. И спасибо коммунальщикам, они действительно сделали наш город гораздо чище. И это главный критерий экологической ситуации. Я уже не говорю про зелёные территории — я помню, как мы вывозили с них десятки тысяч тонн бытового и строительного мусора. Сегодня они выглядят совершенно по-иному.

Что касается засилья мигрантов, такая проблема есть, она остаётся, но она тоже приобретает совершенно другой вид: сегодня мигранты начали платить городу. Каждый из них регистрируется, получает патент, платит в казну по четыре тысячи рублей и ещё оплачивает медицинскую страховку. Ситуация в корне изменилась. Мы раньше от них ничего вообще не получали. И количество самих мигрантов — очевидно, что не увеличивается, а снижается, особенно в бюджетном секторе.

Что касается социальной политики, я напомню, коллеги: возьмите цифры 2010 года — мы в полтора раза увеличили расходы на социальную политику, в такой же пропорции, как на другие направления. И сегодня триллион рублей на вопросы социальной политики — это колоссальные деньги. Ни один бюджет ни одного региона страны себе такого позволить не может (хоть в пропорции, хоть на душу населения, хоть как), может быть, за исключением двух-трёх нефтегазовых регионов. Но у нас нефти и газа нет, и то, что касается прибыли предприятий, — она у нас растёт, очень серьёзно растёт. Если брать предприятия, которые расположены и работают в городе, — это малый и средний бизнес. У нас падает прибыль крупных предприятий: у «Газпрома» в этом году в два раза упала прибыль, ещё ряда предприятий. Это не зависит от города, это зависит от мировой конъюнктуры цен. Те же предприятия, которые работают в городе, все последние годы показывали хорошую динамику и роста прибыли, и подоходного налога.

Что касается своевременности или несвоевременности принятия решения о капитальном ремонте, я вам скажу, что Москва вообще приняла последней из всех регионов решение о капремонте, но, честно говоря, уже и откладывать дальше некуда. Мы дооткладываемся до того, что дома начнут превращаться из плохих в аварийные. Такого мы себе не можем позволить, мы должны заботиться и принимать не всегда популярные, но необходимые решения. Ещё раз, скажу, что Москва не уходит из темы капремонтов. Эти деньги, которые мы тратим ежегодно, они примерно в таком же объёме и сохраняются. Они направляются в первую очередь для инвалидов, пенсионеров, ветеранов труда, войны, многодетных. И в целом объёмы значительно увеличатся. Мы реально за ближайшие годы приведём в порядок самый тяжёлый жилищный фонд Москвы.

Что касается праздников, то в Москве они были и будут. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, я считаю, что нам себя хоронить рано, мы должны создавать оптимистическое настроение в городе. Что касается денег, то их ни в два, ни в три, ни в полтора раза больше не выделяем — такие же суммы, как в предыдущие годы, привлекаем больше частных инвестиций, частных спонсоров. Самое главное — всё это окупается прямым поступлением в бюджет и кратно большими доходами малого, среднего бизнеса, который в этих фестивалях и праздниках активно принимает участие.

Что касается нашей промышленной политики, я хотел бы поблагодарить депутатов за принятие закона о поддержке промышленности Москвы. Вы знаете, что мы приняли закон, по которому предприятия, независимо, новые они или старые, — любые предприятия, которые эффективно работают в Москве и платят достойную заработную плату, получают преференции от 10 до 25 процентов налоговой нагрузки — это очень хорошая поддержка в период кризиса и вообще поддержка промышленных предприятий. Я вам должен сказать, что за последние годы количество работающих в Москве и количество рабочих мест не уменьшилось, а увеличилось почти на 600 тысяч — это вообще колоссальная цифра. Сегодня, несмотря ни на какие кризисы, количество безработных остается на уровне половины процента — это один из самых низких уровней безработицы не только в стране, но и в мире. Я уверен, что Москва, москвичи, предприятия, которые работают в городе, бизнес справятся с теми проблемами, которые есть сегодня, с честью выйдут из них, как выходили и раньше. Я уверен, что Москва и дальше будет процветать и развиваться.

Я далёк от пустого оптимизма и попытки сказать, что у нас вообще никаких проблем нет и всё это легко. Я, наоборот, пытался сегодня донести, что все решения, которые мы вместе с вами принимаем и реализуем, очень сложные, очень тяжёлые, но и очень ответственные. Таких решений не принимать нельзя — без этого город не будет развиваться. Мы и впредь будем проводить ответственную политику. Спасибо.